Мировые средства массовой информации все чаще сообщают о фактах фальсификации меда в различных странах мира. Среди причин этого явления эксперты называют
- появление технологий, позволяющих производить «мед» из разного рода дешевых сиропов;
- дурной пример, подаваемый Китаем в деле массового производства таких суррогатов и сбыта их за рубежом;
- наметившийся дефицит меда наиболее востребованных сортов на мировом рынке в условиях растущего спроса на них;
- отсутствие во многих странах мира должного контроля качества меда; падение покупательской способности значительной части населения в условиях глобального экономического кризиса.
Президент Международной федерации пчеловодных объединений (Апимондии) Жиль Ратия считает, что фальсификация меда является второй главной угрозой мировому пчеловодству после массовой гибели пчел, и что для борьбы с этим злом необходимо принимать решительные меры. Такие меры необходимы и в России, если мы не хотим, чтобы наша страна по масштабам фальсификации меда вышла в мировые лидеры со всеми вытекающими из этого последствиями для нашего пчеловодства. Многочисленные факты свидетельствуют, что сегодня это вполне реальная перспектива.
Назван производитель и поставщик фальсифицированного меда, чьей продукцией завалены «медовые» прилавки России
Регулярные исследования образцов меда, поступающих в «Аналитический центр «Апис», позволили выявить массовую фальсификацию меда на прилавках Москвы и других регионов России. Одинаковая технология фальсификации меда натолкнула на мысль о существовании крупного производителя и поставщика суррогата. Со временем удалось его идентифицировать. Этим производителем оказалась «Компания «Русский Мед», базирующая свое производство в Россоши и имеющая разветвленную филиальную сеть сбыта.
Исследование образцов продукции этой компании показало:
- систематическое несоответствие соотношения редуцирующих сахаров, характерного для натурального меда, говорящее о значительном содержании сиропов, применяемых для снижения себестоимости «меда» и имитации его натуральности по редуцирующим сахарам;
- незначительное содержание пыльцевых зерен говорит о небольшом содержании натурального меда, используемого для придания подделке вкуса и запаха натурального меда;
- микроскопический анализ показал большое количество механических примесей, не свойственных меду. (Сжигание образцов белого «меда» в муфельной печи при температуре 1200°С позволяет выявлять содержание диоксида титана, используемого для окраски «меда» в ярко-белый цвет);
- исследование физических свойств образцов, показало существенное отличие от характеристик, свойственных натуральным медам, что возможно только при вводе в продукт загустителей, стабилизаторов и эмульгаторов;
- количество пролина не отвечает нормам ГОСТа, что свидетельствует о ненатуральном происхождении этого продукта;
- зольность ниже нормы в два раза — мед разбавлен;
- при сенсорном анализе обращает на себя внимание слабый, приглушенный вкус и аромат меда (вследствие его разбавления), а в некоторых образцах наличие ароматизаторов (например, в померанцевом – апельсинового, в Тянь-Шанском – карамельного).
На этом основании был сделан вывод: фальсификация меда — краеугольный камень, на котором построен бизнес «Компании «Русский мед», а бизнес-концепция состоит в производстве дешевой имитации меда, при помощи сиропов, стабилизаторов, красителей и ароматизаторов. Замес пришёлся по вкусу неподготовленному покупателю, который воспринял подделку, как натуральный мед с уникальными свойствами, и уже более года уверенно вытесняет натуральный мед с прилавков.
Сбыт фальсификата очень хорошо налажен и осуществляется через филиальную сеть «Компании «Русский мед» в Москве, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Россоши. Работают представительства этой организации в Грозном, Ново-Анинске и Екатеренбурге. Постоянно идет работа по расширению сети сбыта суррогата с сайтаmedolubov.ru. Параллельно продукция этой компании доставляется транспортными компаниями во все уголки России, даже самые отдаленные — ссылка на контакты фирмы medolubov.ru. По неофициальным данным оборот этой компании только за декабрь 2012 — январь 2013 составил 300 тонн.
Дополнительно налажено тесное сотрудничество с организаторами «медовых» ярмарок, «кочующих» по России, а также «Компания «Русский мед» активно проводит собственные «медовые» ярмарки под одноименным брендом «Русский мед» — сайт: russian-honey.ru. Эти ярмарки круглое лето можно встретить на Черноморском побережье Краснодарского края в популярных курортных зонах.
Ежемесячно, даже не подозревая, жертвами этой компании становятся сотни тысяч потребителей продуктов пчеловодства в России (за год более 1 млн. человек), купивших имитацию на колхозных рынках, медовых ярмарках, стационарных точках в торговых комплексах.
Обороты «Компании «Русский мед» за 2012 год составили 1200 тонн. Используя статистику Минсельхоза РФ, это 2,4% от всего произведенного в России меда. В настоящий момент «Компанией «Русский мед» проводятся подготовительные работы по запуску нового цеха все в той же Россоши. Планируется увеличение производства фальсификата в три раза.
По сути, «Компанию «Русский мед» нельзя воспринимать как медовую компанию, так как медом она не торгует. Мед в этой компании используется лишь для изготовления подделки, придания ей вкуса и запаха натурального меда, подгонки под действующий ГОСТ. Поэтому правильно называть «Русский мед» кондитерской фабрикой, которая позиционирует себя медовой компанией для извлечения максимальной прибыли из производимого ею суррогата. Опасность состоит еще в том, что задано новое бизнес-направление, позволяющее получать сверхприбыли без особых усилий и профессиональных навыков, а безнаказанность фальсификатчиков, склоняет медовые компании к подобному способу работы и привлекает новых, игроков.
Деятельность этой компании оголила и другие проблемы – отсутствие контроля за продовольственным рынком со стороны государства, не умение или не желание применять действующие ГОСТы специалистами аккредитованных лабораторий, обман покупателей, моральное состояние российского общества.
При дальнейшем успешном развитии бизнес-направления по имитации (фальсификации) меда, есть уверенность, что даже при 50% снижении медосбора в сезон, торговые точки не останутся без российского «меда». Другими словами, пчеловоды могут больше не надеяться на адекватный рост цены на мед и увеличение его потребления населением. В ближайшие годы (при отсутствии экспорта) будет наблюдаться снижение производства натурального меда в России и массовый отток пчеловодов из отрасли.
Если еще вчера угроза поставок дешевого фальсифицированного меда шла из Китая, то сегодня в отрасли появились собственные «китайцы». Успех таких компаний, как «Русский мед», напрямую связан с увеличением и обострением проблем в пчеловодной отрасли и может служить индикатором или лакмусовой бумажкой для оценки перспектив развития отрасли на ближайшие годы.
Попытки государства через Министерство сельского хозяйства решить проблему занятости населения (бедности) в сельской местности, выдавая кредиты на открытие пасек, обречены на провал! Документы для скачивания: Дополнительные материалы М. Латынин
|