2 октября в народном календаре - Трофим и Зосима(19 сентября по старому стилю).
День посвящен святым мученикам Трофиму и Зосиме Пустыннику.
Трофим в 3 веке в Антиохии подвергся мучениям и казнен по доносу за то, что как-то вместе с другом Савватием в языческий праздник возносил молитвы богу о том, чтобы соотечественники пришли к вере истинной.
Зосима в 4 веке покинул город, в котором жили одни язычники, и поселился в пустыне, где мирно жил рядом с дикими зверями. Но уединения не было и там. Как-то раз Киликийский правитель застал Зосиму в окружении хищников и пожелал, чтобы отшельник раскрыл ему секрет такого удивительного мира.
Ответ же, что помогает вера в Спасителя, прогневал повелителя и Зосиму стали пытками принуждать отречься от Христа, правда, с издевкой ему было сказано, что они готовы и сами стать христианами, если дикие звери поспешат на помощь Зосиме. Горячая молитва старца обернулась чудом – на площади возник лев. Но миловать мученика было уже поздно – он умер.
На этот день выпадал также праздник тружеников пасек – Пчелиная девятина. Теперь у пчельников было всего 9 дней, чтобы сделать приготовления к зимовке ульев, и каждым утром перед трудами съедали немного меда, запивали кипяченой водицей и говаривали так: «Улья в погреб ставь, праздник меда правь».
На Трофимовых вечерках собирались парни и девицы, дабы и повеселиться, и пару свою на супружество приглядеть, и не до скромности было – следовало смотреть прямо в глаза, и тогда ответные чувства обязательно вспыхнут.
Вообще день считался благоприятным: «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним».
Радовались южному ветру - он сулил урожайный на озимые хлеба предстоящий год.
Именинники в этот день: Алексей, Гавриил, Георгий, Давид, Игорь, Константин, Макар, Трофим, Фёдор
10 октября - Савватий Пчельник
(27 сентября постарому стилю)
Праздник назван в память о преподобном Савватии Соловецком, основателе Соловецкого монастыря. А случилось это так. Постригшись в Кирилло-Белозерском монастыре, Савватий совсем скоро присоединился к инокам, что жили на Валааме, надеясь там найти житье в особой строгости, что не только ему удалось, но и он превзошел в смирении и жажде уединения своих братьев.
Вскоре он оставил их, отправившись на остров, своей природе подобный пустыне, затерянный в Белом море, а до материкового берега от него надо было плыть больше двух дней.
Правда, ему не дали уплыть одному – один из иноков, Герман, прежде искавший одиночества в лесах, вызвался разделить с Савватием все тяготы новой жизни. Достигнув острова, они первым делом установили крест, и лишь затем занялись устройством кельи.
До самой кончины Савватий прожил на острове, а после его смерти иные отшельники выбрали его местом своего уединения, и так, с течением времени, был основан Соловецкий монастырь.
Днем святого Савватия завершались девять дней, отведенных пасечникам для того, чтобы устроить на зимовку обитателей ульев, а назвался этот срок Пчелиными девятинами.
Ремесло бортников и пчеловодов почиталось особенным, в котором была очень важна чистота духовная, и потому, устривая в омшанике пчелиные домики, пасечники наказывали своим детям молиться Савватию.
Все, что связано смедом и пчелами, удостоилось в народной культуре многих высказываний: «С медом и ошеметок съешь», «Масло сластно, а мед лучше», «Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед». Упоминался медок и в шутках: «Наша невестка все трескает: мед и тот жрет».
Полагали, что матка пчелиная этим днем совершает особое тайное дело – будто она берет ключи от лета и уносит их в южную сторону. О матке пчел говаривали: «Не девка, не вдова, не мужняя жена. Детей водит и людей питает».
На Савватия время посвящалось заботам на пасеке, и только им: считалось, любой иной труд будет бесполезным
Именинники в этот день: Акулина, Аристарх, Виктор, Дмитрий, Игнатий, Марк, Пётр
Народные праздники
Народный праздник «Савватий Пчельник» отмечается 10 октября (по старому стилю – 27 сентября). Православной церковью в этот день чтится память преподобного Савватия Соловецкого. Другие названия праздника: «Савватий», «День Савватия», «Пчёльник». На Руси в этот день заканчивалась пчелиная девятина, продолжавшаяся со 2 октября.
Святой Савватий принял иноческий постриг в Кирилло-Белоезерской обители в конце XIV века. Савватий выделялся среди братьев смирением, кроткой любовью к окружающим и беспрекословным послушанием. Вскоре внимание и уважение монахов стало тяготить его. Он удалился на остров Валаам, а после перебрался на Соловецкий остров. Добравшись туда, он водрузил крест и построил скит, в котором прожил остаток своей жизни. После кончины святого на острове основали монастырь в его честь.
Крестьяне считали святых Зосиму и Савватия покровителями пчел. Поэтому на Трофима и Зосиму начинали убирать ульи в омшаники, а на Савватия заканчивали. Этот период в народе называли пчелиной девятиной. Кстати, по тому, как пчелы осенью залепляли леток, предсказывали погоду на зиму. Плотно залепленный леток сулил холодную зиму, а если пчелы надолго оставляли его открытым, следовало ждать теплой зимы.
По народным поверьям, на Савватия пчелиная матка уносит ключи от лета в теплые края. Пчеловоды в этот день просили молиться святому Савватию своих детей, наследников промысла. Дело в том, что пчеловодство и бортничество считались делами, требующими особой нравственной чистоты, которой обладали маленькие дети. Заниматься другой работой, кроме той, что связана с пчеловодством, в этот день считалось большим грехом. Говорили, что все сделанное 10 октября на пользу не пойдет.
У русского народа существовало множество поговорок и пословиц о пчелах и их главном продукте — меде. Среди них такие: «Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед»; «Бортник горек, да мед его сладок»; «Масло сластно, а мед лучше»; «С медом и ошеметок съешь». Упоминали мед и в шутках: «Наша невестка все трескает: мед и тот жрет». Про пчелиную матку говорили: «Не девка, не вдова, не мужняя жена. Детей водит и людей питает».
Мед на Руси был не просто сладким продуктом. Это была и ритуальная еда и символ здоровья, благополучия, «сладости» жизни. С медом готовили кутью (кашу с земляным миндалем, изюмом, из перловой крупы, пшеницы или риса), коливо (кашу из полбы или риса с изюмом), канун (хлеб, накрошенный в подслащенную медом воду), сыту (разведенный в воде мед), кисель. Медом мазали блины, считавшиеся связанной с миром духов пищей, и ритуальные хлеба. Мед добавляли в пиво и брагу.
Поговорки и приметы:
- Прогремевшая гроза означает, что зима будет недолгой, теплой и без снега.
- Если на Савватия Пчельника сухо и нет дождя, то зима придет поздно.
- Облака плывут с юга – к ненастью, с севера – к солнечной погоде.
- Если шишек на елях и соснах в этот день немного, то зима не будет суровой.
- Если пчелы долго не залепляют отверстия в улье, зима будет теплой.
- Что у пчел в сотах, то Зосима (2 июля) и Савва (10 октября) дали.
- Родившиеся 10 октября обычно доживают до старости. Они любят порядок и чистоту в доме. Носить им следует бирюзу.
Покровители пчеловодства
Зосим и Совватий...Узенькая улочка в музее под открытым небом, что в городе Переяславль-Хмельницкий, петляет между сельскими дворами XIX столетия. Не надо быть большим знатоком, чтобы безошибочно определить, кому они принадлежали. Вот на склоне прилепился маленький дом с крохотным двором, окруженный невысоким плетнем из лозы. В нем когда-то жил бедный крестьянин. А через улицу и двор побольше, и дом под железной крышей, забор будто крепость. Это бывшая купеческая усадьба.
Привлекают внимание опрятная хата в вишневом садочке, раскрашенные оконца и двери, побеленные стены, а возле — маленькая пасека. Дуплянки XVIII в. с конусными лохматыми соломенными крышами стоят, как сказочные духи. Это дом пасечника, а рядом с дорожкой при входе, словно сторож, разместилась деревянная мужская фигура с крестом и лестницей. Узнаем в нем святого Зосиму — покровителя пчеловодства. Но зачем ему лестница?
В прошлом, как известно, пчел содержали в бортях высоко на дереве или в ульях-дуплянках, подвешенных в кронах деревьев, чтобы звери не могли достать. Конечно, без лестницы трудно было обойтись. Вот Зосима, странствуя по пасекам, и подходит к пчеловоду, подает ему лестницу и говорит: «...Лезь на дерево. Проверь своих пчел, а я благословлю твою многотрудную работу».
Раньше дни с 19 по 27 сентября (2–10 октября по новому стилю) называли пчелиной девятиной (девять дней). В начале этой девятины стоит светлый облик святого пустынника Зосимы (его церковь чествует еще и 17 (30) апреля), а в конце — его сподвижник преподобный Савватий. Эти пчелохранители-пчеловоды слились в народном представлении в один нераздельный образ.
Люди на Руси с древнейших времен любили пчел и многие занимались ими. Пчелам поклонялись, ведь они давали продукты, составлявшие одну из главных статей торговли и дохода. Считается, что святые Зосима и Савватий первыми научили русский народ правильному ведению пчеловодного хозяйства. Они не только помогали устраивать пасеки в юго-западной части Руси, но и продвинули пчеловодство практически к берегам Белого моря.
Ни один пчеловод не начинал работу на пасеке без молитвы, обращенной к Зосиме и Савватию. Вот поэтому почти на каждой старинной пасеке можно было найти икону Соловецких сподвижников, вделанную в часовенку. Весной возле нее ставили долбленые корыта с медовой сытой для подкормки изголодавшихся за зиму пчел. А если в роевую пору к часовенке прививался рой, то его считали освященным и тщательно оберегали. Эти традиции дошли и до наших дней.
Бывало старые пчеловоды к улью, помеченному крестом, при подсадке подносили молодые рои как бы на поклонение и поминали имена святых покровителей пчеловодства. Восковые свечи, принесенные с церковной службы в Великий четверг, сберегали до выставки пчел весной. 30 апреля их зажигали перед образами Зосимы и Савватия. Полагали, что после этого святые обеспечат обильный медосбор, быстрое наращивание силы семей и оберегут пасеку от сглаза. Два раза в год на пасеках служили молебны Зосиме и Савватию: весной — после выставки пчел и осенью — в один из дней девятины по окончанию медосбора.
Считалось, что Зосима и Савватий могут помочь только благочестивым людям, соблюдающим отеческие заветы. Прежде говорили: «Злому человеку лучше пчел не водить, потому что у него последняя пчела переведется, а у праведного рой за роем роятся. К доброй душе и чужая пчела роем прививается».
Кто же были Зосима и Савватий на самом деле? Известно, что Соловецкий монастырь в течение многих веков охранял Московское государство на севере. Через Белое и Баренцево моря шла торговля с заграницей, вход в Балтику был еще закрыт. История не сохранила имен первых поселенцев Соловецкого острова, а по преданию первыми его посетителями были Савватий и Зосима. В 1420 г. монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий рассказывал своей братии о таинственных островах в Белом море, якобы никем не заселенных.
В 1429 г. он оставил монастырь и на утлой ладье прибыл на остров. В районе Секир-горы поставил крест и вырыл землянку. Церковь указывает, что Савватий пришел сюда исключительно из религиозных побуждений, чтобы отрешиться от мира.
В 1435 г. он выехал по делам на Карельский берег и там умер. Будто бы на смену ему в этом же году новгородский купец Зосима в одежде монаха пришел к берегу Белого моря. Здесь он и узнал о Соловках. Попав на остров в 1436 г., Зосима заложил первые постройки возле бухты Благополучия, а еще через несколько лет получил от Господина Великого Новгорода грамоту на основание мужского монастыря. В 1465 г. Зосима перенес мощи преподобного Савватия в свою обитель. Умер он в 1478 г.
Но вернемся в музей. Среди ульев обращает на себя внимание дуплянка на две семьи. Такие когда-то дарили молодым на свадьбу. Она попала в музей из села Толстый Лес Чернобыльского района, была в хозяйстве лесника и до сих пор пригодна для содержания пчел, хотя ее возраст превышает столетие. Дом пасечника перевезен из села Помокли Переяславского района. Он принадлежал пчеловоду Хвостику. Этот удивительный человек одним из первых среди односельчан вступил в колхоз со своей пасекой и продолжал работать на ней, обучал молодежь непростому пчеловодному делу. Когда началась Великая Отечественная война, старый пасечник отдал 50 тыс. рублей на строительство танковой колонны «Переяславец». После освобождения села от фашистов он снова занялся любимым делом. Теперь его дом, многие инструменты, ульи, журналы, фотографии находятся в музее, храня память о добром человеке. Л.ЗЕВАХИН Украина, г. Запорожье