Зоотехнический метод борьбы с клещом варроа
Почти тридцать лет назад профессор Г.Ф.Таранов (1981) писал: «Если бы химические препараты давали стопроцентное освобождение от клещей, тогда стоило бы пойти на временные жертвы. Но они дают не более того, чего можно достигнуть хорошо продуманными зоотехническими средствами, которые не имеют опасных последствий для пчелиной семьи и человека». Он призывал для успешной борьбы с клещом последовательно проводить противоварроатозные зоотехнические мероприятия в течение всего активного года, ратуя за комплексное их применение: использовать кроме термического способа (выдержки пчел в термокамере при температуре 46–48°С в течение 12–14 мин) создание безрасплодных отводков для оздоровления семей пчел от клеща; вырезать трутневый расплод, где концентрируются самки паразита, применять строительные рамки для своевременного удаления запечатанного трутневого расплода. Кроме этого, необходимо ставить противоварроатозную решетку для улавливания и уничтожения клещей, осыпавшихся на дно улья. Описывая этот метод, Г.Ф.Таранов предупреждает, что упавшие на дно паразиты способны вновь вернуться на пчел. Однако, устанавливая решетку и отделяя дно улья от обитательниц улья, в гнезде создается мертвая зона, недоступная для санации пчелами. Эта зона особого внимания для пчеловода, теперь санацию он должен проводить сам не реже одного раза в неделю.
Для многокорпусных ульев, где концентрация падающего мусора возрастает в зависимости от числа корпусов, санитарная очистка дна проводится еще чаще. Если этого не делать вовремя, то промасленная бумага, подложенная под противоварроатозную решетку для улавливания и изоляции клеща, обильно покрывается «одеялом» из восковой крошки, крышечек, сгрызаемых с печатного расплода, потерянных обножек и различного другого мусора. В этих комфортных условиях размножается и процветает восковая моль. А белковая составляющая — пыльца и потерянная пчелами обножка — отличная среда для развития грибов и плесени. От такого «одеяла» эффективность улавливания клещей падает.
Пчеловоды, учитывая, что длина клеща 1,7 мм, а ширина 1,9 мм, для изготовления решеток выбирают металлическую сетку с ячейкой 3х3 мм, чтобы через нее не могла пройти пчела. На современном этапе противоварроатозная решетка — обязательный элемент, который входит в конструкцию улья как составная часть. Ее использование позволяет снизить число клещей в семьях на 30%, а совместно с применением строительной рамки (биологическая ловушка для клеща) — до 50%.
Каждый пчеловод должен знать, что самооздоровления пчелиных семей при варроатозе не происходит. В борьбе с клещом все методы хороши, если они действенны против него и не наносят вреда пчелам и человеку. Они должны быть экологически безопасны, отточены и отработаны до мелочей. Это одна из задач нашей щадящей технологии.
В пчеловодстве нет мелочей. Наши наблюдения за пчелами в течение нескольких сезонов при использовании комплекса противоклещевых мероприятий, в том числе и применения сетчатых подрамников, показали, что здесь не все благополучно.
Во-первых, применение сетчатых подрамников без учета биологических особенностей строения пчел приводит к значительному их травмированию и, как следствие, к меньшей эффективности работы семьи по сбору пыльцы, нектара и деятельности внутри улья и т.д.
Во-вторых, применение сетчатых подрамников создает недоступные для пчел зоны, в которых естественно развивается патогенная микрофлора, и они не могут применять естественное пчелиное антибактериальное средство – прополис.
Эти заключения сделаны исходя из анализа ульевого мусора, взятого с поддона под сетчатыми подрамниками. В нем обнаружены погибшие клещи, восковая крошка, обножка, пораженная грибом и плесенью, а также большое число задних ножек пчел. На два последних объекта и было обращено особое внимание.
При использовании сетчатых подрамников санацию дна улья должен взять на себя пчеловод. С постоянной периодичностью, возможно, при ежедневных осмотрах ульев, он должен следить за санитарным состоянием гнезда, так как это — залог здоровья и условие эффективного пчеловодства. При обнаружении в ульевом мусоре большого числа задних ножек, оказалось, что это результат травмирования пчел при движении по металлической сетке подрамника. Так, при попадании задней ножки пчелы между тонкими нитями плетеной металлической сетки происходит ее защемление в точках А и Б (рис. 1). Как правило, это наблюдается в коленном сочленении бедра с голенью, что связано с клиновидной формой голени (точка А). В зависимости от диаметра металлической нити, используемой для изготовления сетки, травмирование может происходить и в точке Б, то есть между голенью и лапкой пчелы. Для сохранения здоровья пчел необходимо использовать решетку, а не плетеную сетку, с размером ребра 3–4 мм. Если же ее нет, лучше выбирать сетку, изготовленную из проволоки наибольшего диаметра.
Использование решетки, показанной на рисунке 2, полностью исключает травмирование пчел. Данное предложение должно заинтересовать предприятия по выпуску пчеловодного оборудования и технологической оснастки, а пчеловодам-практикам следует взять на вооружение элементы данной технологии, и тогда их пчелы не будут инвалидами. Мы применяем выпускаемые промышленностью решетки для получения прополиса.
Если с травматизмом пчел можно таким образом бороться, то проблема зон, недоступных для санаций пчелами, оказалась трудноразрешимой. В большей мере пчеловоды избегают этой технологической операции (санации зоны недоступной для пчел) из-за ее частого применения и отдают семью на откуп воздействию химических препаратов, только ухудшая тем самым положение. Увлечение химическими методами борьбы очень настораживает экологов и генетиков, которые, проводя мониторинг, обнаружили в пробах товарного меда мутагены – вещества, которые даже в ничтожно малых дозах способны вызвать серьезные наследственные изменения.
Московский пчеловод А.Ф.Семененко в своем многокорпусном улье применил бункерную конструкцию подставки, то есть весь мусор, сбрасываемый пчелами в улочках, попадая в общий бункер через щель внизу, вываливался за пределы дна. Сама щель одновременно стала и летком для пчел. С открытием одной щечки бункера открывалось и подрамочное пространство, позволяя пчеловоду срезать языки трутневого расплода и без разборки корпусов применять одновременно два метода. При использовании этой конструкции уже не надо применять сетчатые подрамники, регулярно санировать дно. Для уверенного сброса всего мусора плоскости щечек бункера должны быть под наклоном 45°. Такой бункер при большом сечении подрамочного пространства становился весьма габаритным, что полностью исключало его применение в ульях-лежаках. Конструкция хорошо подходила для ульев с внутренним сечением 300х300 мм, таких, как улей Роже Делона, «Альпийский» и «Крылатский».
Исходя из опыта А.Ф.Семененко, было решено разместить под каждой улочкой свой бункер. Для улья-лежака на 24 рамки требовалось сделать бункерную батарею из 25 штук. Неожиданно простое решение принес начинающий пчеловод Олег Котов, нашедший в Интернете так называемое трубчатое дно — изобретение пчелокомпании «HAPPYKEEPER» (Франция). Учитывая, что не каждый пчеловод сможет достать для изготовления пластиковые трубки Ø 34 мм, мы сделали свой вариант бункерной батареи, но из обычных деревянных брусков (рис. 3). Образец подставки для улья типа «Крылатский» с бункерным дном мы представляли на Первом международном съезде пчеловодов, проходившем на Ярославской земле в августе 2008 г.
Предлагаемое нами дно не надо подвергать частой санации, поскольку за ним ухаживают сами пчелы. Мусор не скапливается на нем, а соответственно, нет и среды для развития восковой моли и процесса гниения. Все участки гнезда пчелы подвергают дезинфицирующей обработке прополисом, делая гнездо высокостерильным, создавая естественные препятствия для распространения ряда заболеваний. Применяя эту конструкцию, пчеловод не травмирует пчел, а выпавшие клещи, пролетая бункерную щель и падая на землю, не имеют больше возможности участвовать в регенерации своего потомства. Но оказалось, что и это еще не все. В ульях, оснащенных таким дном, активнее идет диффузия влаги и обмен газов, что положительно сказывается на зимовке пчел, в период активного медосбора в гнезде не создается духота, пчелам гораздо легче вентилировать его при высоких наружных температурах. Все перечисленные факторы приводят к сдерживанию роения семьи.
Конструкция подставки с бункерным дном позволяет без снятия корпусов очистить его от подмора, а также проводить комплексные работы по применению других зоотехнических методов борьбы с клещом, то есть вырезать трутневый расплод для удаления клещей. По данным пчелокомпании «HAPPYKEEPER», проводившей исследование на эффективность подобной системы в борьбе с клещом, нормы инвазии составляют приблизительно 2–3% весной после нескольких лет ее применения без любой обработки химическими препаратами.
Наличие бункерного дна, противоварроатозной решетки или трубчатого дна не отменяет других мероприятий, рекомендованных Г.Ф.Тарановым для данного метода, а это – «Осыпь клещей увеличивается при воздействии на пчел любых сильно пахнущих веществ, таких, как полынь, мята, ботва томатов. Ватка, смоченная каким-либо ароматическим веществом растений (мятным, кориандровым маслом и др.), также повышает осыпь клещей, но только в жаркое время. Всеми этими средствами можно пользоваться без вреда для пчел, особенно в семьях с большим количеством клещей.
Ароматические вещества кладут вечером сверху рамок, а утром удаляют, так как при длительном применении и клещи и пчелы привыкают к запаху и перестают на него реагировать».
В этой статье приведен один из фрагментов нашей щадящей технологии, основанной на современной оценке хорошо известного многим пчеловодам зоотехнического метода борьбы с клещом. Анализируя опыт многих практиков, сравнивая результаты их огромной работы, мы пытались до мелочей отточить данную методику, делая ставку прежде всего на экологически чистые технологии.
Со своей стороны мы желаем всем пчеловодам нашей Великой России здоровых и сильных пчел, с ними будет богата и наша жизнь. Здоровья всем и долголетия!
В.П.КУРЫШЕВ, Р.В.КУРЫШЕВ
Ж-л “Пчеловодство” №4, 2009