Про меня можно сказать — потомственный пчеловод. Пчел содержали мои родители и деды. Самостоятельно занимаюсь пчеловодством с 1995 г. Не могу похвастаться регулярным получением большого урожая меда, зато в последние годы почти не допускаю роения. Пасека находится на участке размером шесть соток. Кругом соседи, лишний раз боюсь открывать ульи, но я очень люблю работать с пчелами и наблюдать за ними.
Сколько себя помню, наша семья выписывала журнал «Пчеловодство». Очень часто, руководствуясь его статьями, использовала предложения других пчеловодов, но не всегда с пользой. Например, пенопластовые переходники пришлось среди зимы убрать, иначе точно погибли бы пчелы. Они поднимались к теплу пенопласта и грызли его. Крошки прилипали к ножкам, пчелы не могли от них избавиться, выходили и гибли.
Зимних отходов семей не допускала, хотя доходило до экстремальных ситуаций. Однажды в декабре крыса прогрызла стенку улья, и пришлось переселять пчел при свете красной лампы. К медосбору эта семья набрала достаточную силу.
Мне нравятся круглые пластмассовые кормушки. Осенью их применяю по назначению, а зимой — как продухи, убрав внутренний стакан и завязав горловину марлей.
Раньше для кормления густым сахарным сиропом использовала большие банки, закрытые тремя слоями марли, а для поения — небольшие (из-под майонеза), но пчелы при этом сильно беспокоились. Когда кормила их канди, клала его на терку, а сверху накрывала полиэтиленом. В этом случае тесто не твердело, и пчелы его хорошо брали.
Зимой 2003/04 г. весь мед закристаллизовался. Пчелы беспокоились и шумели. Уже с конца января начала наливать в кормушки воду. Одна сильная семья выпила около литра и вышла из зимовки в отличном состоянии.
Легкие ульи осенью заношу в зимовник, где температура держится на уровне 2–4°С. Полностью открываю все летки и продухи (вынимаю стаканы из кормушек). Крыши и подушки убираю, увеличиваю на 3–4 см надрамочное пространство с помощью переходников из брусков.
На воле у меня пчелы зимуют в двустенных тяжелых самодельных ульях. Утепляю их с трех сторон, перед летками ставлю заслонки от ветра. Гнезда тоже утепляю.
Испробовав подушки с соломенной резкой, ватой, пухом, мхом, остановилась на наполненных пенопластом, измельченным до размеров гороховых или фасолевых семян. Крошки перекатываются в подушках, поэтому они заполняют любое пространство и хорошо пропускают воздух и влагу, под ними не бывает инея.
Осенью заменяю все холстики чистыми. Так как они уже старые, многократно прокипяченные и плотные, для вентиляции протыкаю их шилом толщиной 3 мм. Под подушки подкладываю бруски.
В пяти-, шестирамочных отводках накрываю продухи маленькими (20х20 см, толщиной 3–4 см) подушками с пенопластовыми крошками, подложив под них рейки. Сшила их из капронового тюля с мелкими ячейками. Они обладают отличной воздухопроводностью и никогда не бывают сырыми.
Крыши ульев снегом не заваливаю, так как во время оттепелей приходится открывать их для осмотра. Бывало, приподнимаю подушку, прислушиваюсь — тихо. Убираю подушку, прикладываю ухо к отверстию кормушки — абсолютная тишина. Быстро снимаю холстик — а там пчелы как мертвые, но через секунду бросаются на меня.
При зимовке и в помещении и на улице ставлю в ульи пенопластовые боковые утеплители. На них обязательно надеваю наволочки или полиэтиленовые мешки и заклеиваю скотчем, чтобы пчелы не добрались до пенопласта. Утеплители придвигаю вплотную к стенкам, не оставляя между ними пространство, куда пчелы могут выйти и погибнуть.
Зимой стараюсь как можно меньше беспокоить пчел, но равнодушно смотреть, как они гибнут, тоже не могу. В первый год оставила семьи в одностенных ульях без утепления на улице и каждый день по несколько раз подходила к ним. Однажды в январе с расстояния 3–4 м услышала дружный гул, исходящий от одного улья. Занесла его в дом, открыла — а в нем ни крошки корма не осталось. Дала этой семье сироп (1:1,5), хорошо утеплила и вынесла на улицу. За ночь пчелы забрали 1,5 л корма. После этого пришлось их еще несколько раз кормить. Из зимовки семья вышла сильной.
После публикации моей статьи «Инвертированный сироп» (ж-л «Пчеловодство, №7, 2004) получила много писем с просьбами подробнее рассказать, как я готовлю сироп и яблочный уксус.
Приготовление сиропа. В молочную флягу насыпаю 20 кг сахарного песка, наливаю 10 л крутого кипятка и тщательно перемешиваю, пока сахар полностью не растворится. Затем ставлю флягу на электроплитку, включенную на слабую мощность, и добавляю еще 15 кг сахарного песка, непрерывно помешивая (иногда флягу на плитку не ставлю, получается тоже хорошо). Сняв сироп с плитки, остужаю его до температуры парного молока, добавляю 3,5–5 кг меда, перемешиваю и помещаю флягу на 10–12 дней в теплое место с постоянной температурой 32–36°С.
Готовящийся сироп несколько раз в сутки перемешиваю деревянной лопаткой. Чем чаще это делать, тем легче, так как не успевает образоваться осадок. После перемешивания закрываю крышку.
Вместо кипятка при изготовлении сиропа можно использовать настой хвоща полевого, доведенный до кипения.
Хвощ полевой — многолетнее споровое травянистое растение. Произрастает на лугах, по песчаным насыпям, в посевах, среди кустарников, в поймах рек и на паровых полях. Бороздки на стеблях почти незаметные, ветки тянутся кверху под углом 45°. Заготовляют зеленые стебли хвоща полевого в течение всего лета. Сушат немедленно на открытом воздухе, в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках при температуре 40–50°С.
При сборе нужно знать отличительные особенности других хвощей, чтобы не спутать их с полевым:
хвощ луговой — стебли бороздчатые, ветки горизонтально расположены или нагнуты;
хвощ болотный — стебли толстые, мягкие, с простыми прямостоячими ветвями, некоторые растения несут колоски, некоторые — нет.
Приготовление яблочного уксуса. В трехлитровую банку нарезаю 1,5 кг яблок (лучше ранних сортов — анис и др.), добавляю 1,5 л воды и 150 г сахарного песка. Закрываю банку тремя слоями марли и ставлю в темное прохладное место (подпол) на два месяца. После этого сливаю готовый уксус. А.Г.ШИГАПОВА Татарстан, г. Буинск